РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА.

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

ДИТЯТКО - ЧТО ТЕСТО: КАК ЗАМЕСИЛ, ТАК И ВЫРОСЛО.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ?

Заикание - это тяжёлое расстройство  речи, выраженное в нарушении темпо - ритмической стороны речи и обусловлено судорогами речевого аппарата.Заикание теснейшим образом связано с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение.

                               ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ
Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике человека при наличии особо благоприятствующих условий ("почвы").

              БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ.

А) Невротическая отягощённость родителей (нервные и др. болезни, ослабляющие нервную систему: сифилис, алкоголизм, интоксикаторы).
Б) Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность и т.п.).
В) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация - база для заикания.


СОВРЕМЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ.

В ОСНОВЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ЛЕЖИТ:

  • организация сознательного, правильного отношения коллектива (семья, д/сад и т.п.) к заикающемуся;
  • воспитание у него здоровой психики и правильного отношения к окружающим и к своему недостатку, изживание явлений невротических, болезненных;
  • воспитание гармонического, плавного, ритмичного функционирования всех элементов звукопроизносительного аппарата и всей речи в целом;
  • целостное воздействие на личность ребёнка.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.Заикание

Такое расстройство речи, как заикание, очень трудно поддается лечению. Причины и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте в результате нервных потрясений и врожденной предрасположенности. Заикание у детей нередко приводит к логофобии - страху речи, закомплексованности, отчужденности и замкнутости.  Лечение заикания обычно производится с помощью гипноза или психотропных препаратов, однако эти методы не всегда дают положительный результат.   Метод дыхательной гимнастики Стрельниковой направлен прежде всего на развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой функции. Стрельникова считала, что лечить заикание без приведения в норму дыхания бессмысленно. Заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на ключичном дыхании. Прежде чем что-либо сказать, они делают вдох, при котором самопроизвольно поднимаются плечи и напрягаются мышцы шеи и лица, речь осуществляется на выдохе короткими фразами.                                               Используя дыхательную гимнастику Стрельниковой для лечения заикания, следует поставить перед собой 3 основные задачи:
  • научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись до самого низа;
  • постоянно тренировать диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании;
  • тесно смыкая голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.
   Наиболее эффективны при заикании упражнения "Насос" и "Обхвати плечи". Эти упражнения рекомендуется делать 2 раза в день перед едой или через 1, 5 ч после нее. Упражнение "Насос", в котором шумный короткий вдох выполняется при наклоне, позволяет заполнить воздухом основание легких, которые у заикающихся плохо вентилируются. В результате вырабатывается предельно глубокое дыхание "в спину", как называла его Стрельникова. В упражнении "Обхвати плечи" в момент вдоха носом сужается верхушка легких, и воздух поступает в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки в это время делают встречное движение, а движение обхвата плеч при шумном вдохе позволяет связкам теснее сомкнуться.    Для лечения заикания, помимо дыхательных упражнений, в методике Стрельниковой используются упражнения для постановки голоса.Прежде чем приступать к выполнению упражнений для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения "Насос" и "Обхвати плечи", которые приводят в активное состояние все органы, участвующие в дыхании и речеобразовании.    После этого следует встать прямо, ноги поставить чуть уже ширины плеч, положить руки ладонями на живот и, слегка наклоняясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот, одновременно надавливая на него в момент наклона.Упражнения для постановки голоса:
  • произносить при легком наклоне вперед по 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, Х. При выполнении следить за тем, чтобы движение и звук были одновременными, дыхание при этом должно происходить автоматически. Дышать только через рот. Голову опустить, спину округлить;
  • произносить при легком наклоне вперед, напрягая брюшной пресс, следующие слоги: 
  • РИ, РУ, РЭ, РО; 
  • ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО; 
  • МИ, МУ, МЭ, МО; 
  • ВИ, ВУ, ВЭ, ВО; 
  • ФИ, ФУ, ФЭ, ФО; 
  • ЗИ, ЗУ, ЗЭ, ЗО; 
  • СИ, СУ, СЭ, СО; 
  • ЦИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО, 
  • ЖИ, ЖУ, ЖЭ, ЖО; 
  • ШИ, ШУ, ШЭ, ШО; 
  • ЧИ, ЧУ, ЧЭ, ЧО; 
  • ЩИ, ЩУ, ЩЭ, ЩО; 
  • БИ, БУ, БЭ, БО; 
  • ПИ, ПУ, ПЭ, ПО; 
  • ПРИ, ПРУ, ПРЭ, ПРО; 
  • ДИ, ДУ, ДЭ, ДО; 
  • ТИ, ТУ, ТЭ, ТО; 
  • ТРИ, ТРУ, ТРЭ, ТРО; 
  • ГИ, ГУ, ГЭ, ГО; 
  • КИ, КУ, КЭ, КО; 
  • КРИ, КРУ, КРЭ, КРО; 
  • ХИ, ХУ, ХЭ, ХО;
  • сделать при наклоне вперед одновременный глубокий вдох через рот и, не выпрямляясь,задержать вдох, считая вслух до 8. На одном задержанном глубоком вдохе необходимо постараться насчитать не менее 10-15 "восьмерок".


Е.А. Бойко "Энциклопедия дыхательной гимнастики"


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.РАБОТА  НАД РЕЧЬЮ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЁНКА. 

  1. ИСПРАВИТЬ  ЗАИКАНИЕ МОЖНО ТОЛЬКО ОБЪЕДИНЁННЫМИ УСИЛИЯМИ.НЕ НАДЕЙТЕСЬ ТОЛЬКО НА ЛОГОПЕДА И ТЕМ БОЛЕЕ НА РЕБЁНКА. БЕЗ ВАШЕЙ ПОМОЩИ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ У НЕГО НЕВОЗМОЖНО.
  2. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ   РЕБЁНКА, ЧТОБЫ ОН УСПЕВАЛ ГОТОВИТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
  3. ВАШЕМУ РЕБЁНКУ ПОЛЕЗНО  ХОРОВОЕ ПЕНИЕ И ПЛАВАНИЕ.
  4. ТРЕБУЙТЕ ОТ РЕБЁНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРАВИЛ , САМИ СОБЛЮДАЙТЕ ИХ ПРИ ОБЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ.
  5. ВСТРЕЧАЙТЕСЬ С ЛОГОПЕДОМ, ВОСПИТАТЕЛЯМИ, ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ СОСТОЯНИЕМ РЕЧИ РЕБЁНКА.

 ДЛЯ ЕГО НУЖНА РЕЛАКСАЦИЯ?                  ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ ЗАИКАЮЩИЕСЯ ГОВОРЯТ СВОБОДНО, КОГДА ОНИ СПОКОЙНЫ.  А  СОСТОЯНИЕ СПОКОЙСТВИЯ, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ОБЩИМ МЫШЕЧНЫМ РАССЛАБЛЕНИЕМ. КОГДА ЧЕЛОВЕК ВОЗБУЖДЁН, ЕГО МЫШЦЫ ИЗЛИШНЕ НАПРЯЖЕНЫ. ОТ НАПРЯЖЁННЫХ МЫШЦ  В ЦНС (ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ) ПОСТОЯННО ИДУТ МОЩНЫЕ НЕРВНЫЕ ИМПУЛЬСЫ, КОТОРЫЕ ДЕРЖАТ В ВОЗБУЖДЕНИИ ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ МОЗГА. И НАОБОРОТ, ЧЕМ БОЛЬШЕ РАССЛАБЛЕНЫ МЫШЦЫ, ТЕМ ГЛУБЖЕ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ.   ЗАИКАЮЩИМСЯ  НЕОБХОДИМО ДАТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ , ЧТО МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ МОЖЕТ СМЕНИТЬСЯ ПО ИХ ВОЛЕ  ПРИЯТНЫМ РАССЛАБЛЕНИЕМ. И ЭТОМУ ИХ МОЖНО НАУЧИТЬ ,С ПОМОЩЬЮ УПРАЖНЕНИЙ НА РЕЛАКСАЦИЮ.

 МАССАЖ

ХОРОШИМ СРЕДСТВОМ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ЯВЛЯЕТСЯ МАССАЖ. ОН ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ОБЛАСТИ ГОЛОВЫ, ШЕИ И ВЕРХНЕГО ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА.
При заикании используется в основном два вида массажа:
  • классический;
  • точечный.
Логопедический массаж позволяет изолированно воздействовать на мышцы, обеспечивающие речевую деятельность (артикуляционного, голосового и дыхательных аппаратов).Руки массажиста должны быть теплыми, лучше смазать их кремом.Продолжительность массажа составляет 5-7 мин., постепенно время воздействия доводится до 20-25 мин. Всего проводится 10-20 процедур. Массаж проводится под спокойную релаксирующую музыку. Предварительно ребёнка следует успокоить: "Успокаиваешься, расслабляешься, отдыхаешь. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Твои мышцы расслаблены.Ты отдыхаешь."Поза ребенка во время массажа - полусидя или лёжа, руки вытянуты вдоль туловища.

                                 САМОМАССАЖ


Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом или родителями.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. 
ЧТО ЖЕ  ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?
1. ВЫПОЛНЕНИЕ  УПРАЖНЕНИЙ И РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ ИНДУКТИВНО ПРИВОДИТ К ВОЗБУЖДЕНИЮ  В РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА И РЕЗКОМУ УСИЛЕНИЮ СОГЛАСОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВЫХ ЗОН, ЧТО , В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ , СТИМУЛИРУЕТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
2.РЕБЁНОК УЧИТСЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ И ПРАВИЛЬНО ЕГО РАСПРЕДЕЛЯТЬ.
3.РАЗВИВАЕТСЯ ПАМЯТЬ РЕБЁНКА, ТАК КАК ОН УЧИТСЯ ЗАПОМИНАТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  РУК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий